По-2 не долетел до Тахта-Базара
- Подробности
- Создано 02.06.2017 15:29
- Автор: Фёдор Касимов
- Просмотров: 1427
2 июня 1949 года на маршруте Эрден – Тахта-Базар потерпел катастрофу По-2 Туркменского управления ГВФ (226 ао). Инцидент произошел в 10 км севернее посёлка Тахта-Базар. Пилот и два пассажира погибли.
Днем ранее два самолета По-2, базировавшихся в Эргене (Марыйская область, ТССР) и выполнявших договорные полеты по отслеживанию степных пожаров, были отозваны в Мары. Начальник спецпартии МСХ ТССР Чернов (фамилия изменена) собирался перевести на них свою семью в Эрген и Тахта-Базар. На одном По-2 следовали Чернов с женой и ребенком, а на другом – сын начальника, лейтенант Советской Армии, и багаж.
По прибытии в Эджен Чернов попросил пилота второго По-2 доставить его сына в Тахта-Базар, захватив попутно начальника пожарной охраны района Волкова. Борт СССР-А3826 взлетел в 10:25 мск. Пролетев 9 км, самолет с высоты 200-250 м врезался под прямым углом в землю. Все находившиеся на борту погибли.
Комиссия, выяснявшая причины катастрофы, установила, что во время полета с пилотом случилась временная потеря сознания. Он своим телом отдал ручку управления от себя, чем создал пикирующий момент.
Потеря сознания наступила через 7-8 минут полета, когда пилот решил «напугать» пассажиров. Сбросив скорость, он ввел самолет в пикирование, потеряв при этом 70-80 м высоты, затем вывел По-2 из пикирования и при развороте вправо без скорости вошел в штопор. Ввиду малой высоты при выводе из штопора самолет в пикирующем положении ударился о землю под углом 80-85°.
К трагедии привел ряд обстоятельств. О нарушениях погибшего знали и ранее, но должных мер не принимали. Старший на оперативной точке не сообщил командованию отряда или управления, что самолеты, в нарушение договорных обязательств, привлекаются к полетам, не связанным с патрулированием. Кроме того на оперативной точке не было обеспечено нормальное питание летного состава. Например, в тот трагический день пилот разбившегося По-2 не ел перед вылетом из Мары и из Эрдена.
Тем не менее, основным виновником авиакатастрофы был признан пилот, допустивший хулиганство в воздухе.