СливкиСми

Тайны дня: рейс Ташауз-Ашхабад разбился в Каракумах

2 января 1965 года потерпел катастрофу пассажирский самолет Ли-2 (регистрационный номер СССР-63842) , следовавший по маршруту Ашхабад-Ташауз-Ашхабад. Погибли 22 пассажира и два члена экипажа. Самолет принадлежал Туркменскому УГА (Ашхабадский ОАО).

Борт вылетел из Ашхабада 1 января в 13:05. После посадки в 14:58 в Ташаузе вылет в обратный рейс произведен в 15:38. На борту в этот момент находились 21 взрослый пассажир и 1 ребенок. Экипаж состоял из двух человек – КВС и второго пилота.  

В процессе выполнения полета погода в Ашхабаде ухудшилась и экипаж получил команду, следовать на запасной аэродром Дарваза. Посадку в Дарвазе борт произвел в 16:35. Экипаж и пассажиры остались на ночевку.

На следующий день в 07:57 мск (09:57 местного времени) экипаж произвел взлет. Погода стояла ясная. При видимости 20 км дул слабый ветер 2 м/с. Никто из экипажа и пассажиров не предполагал, что через две минуты после взлета самолет рухнет в пустыне, полностью разрушится и частично сгорит…

Подготовку самолета и двигателей к полету производил второй пилот. Он опробовал двигатели и с помощью авиатехника аэропорта слил и проверил отстой бензина. Диспетчер аэропорта, в нарушение установленных требований, разрешил взлет без должного оформления летного задания (без указания заправки, загрузки и полетного веса самолета). 

Самолет упал в четырех километрах от аэродрома. Накренившись на левое крыло, он столкнулся с барханами с уже неработавшими двигателями. При разборе обломков был обнаружен 4-х ходовой бензокран, переключенный на правый передний бензобак, в то время как при взлете он должен быть установлен на левый передний бензобак. При обследовании двигателей не обнаружено дефектов, которые могли привести к катастрофе.

При расследовании комиссия установила, что наиболее вероятной причиной остановки двигателей в полете могло послужить отсутствие топлива в правом переднем бензобаке, что подтверждается проведенным расчетом. Перед выпуском из а/п Ашхабад заправка была 1 236 кг, что записано в задании на полет. Из расчета расхода бензина видно, что при взлете из а/п Дарваза в правом переднем бензобаке отсутствовало достаточное количество бензина для выполнения взлета и набора высоты. 

Виновником катастрофы явился экипаж самолета, который в нарушение РЛЭ выполнял взлет на правом переднем бензобаке. Косвенные виновники – руководство 165 летного отряда, которое не добилось от экипажей четкого порядка и контроля за расходом топлива на различных этапах полетов в соответствии РЛЭ Ли-2.

Когда стал известен список пассажиров, оказалось, что преступная халатность экипажа стоила жизни первому народному художнику Туркмении (1947) Бяшиму Нурали.

Народный поэт и певец Туркменской ССР, заслуженный учитель страны возвращался этим злополучным рейсом в столицу Туркмении. 

Бяшим Нурали является основоположником нового искусства Туркмении… Его называли «среднеазиатским Гогеном», «туркменским Джотто», сопоставляли с Нико Пиросмани.

А он говорил: «Я – Бяшим Нурали! Я есть Бяшим Нурали. И мне не надо быть никем другим».