СливкиСми

Москва отметила 80-летие звезды туркменского кинематографа

Накануне, в Доме кино на Васильевской прошел творческий вечер выдающегося советского режиссера, лауреата Государственной премии СССР Ходжакули Нарлиева, которому исполнилось 80 лет, сообщает «Российская газета». Будущая звезда туркменского кинематографа родился 21 января 1937 года на разъезде № 30 Ашхабадской железной дороги.

В советском кинематографе он стал известен в 1972 году, после того, как на «Туркменфильме» вышел его фильм «Невестка» с Маей Аймедовой (будущей женой) в главной роли. Психологическое кино, поэтическое кино, повесть без слов, энциклопедия туркменской жизни – эти восторженные сравнения и эпитеты сыпались со страниц центральных газет и из уст кинокритиков после демонстрации фильма.

В картине показаны будни чабанов – старика и невестки, которые живут в пустыне, вдали от цивилизации и людей. В ленте очень мало диалогов и слов, но образы и характеры героев переданы с такой глубиной, таким удивительно искренним и понятным киноязыком, что свойственно только большому художнику, которого кинокритики тут же назвали самым тонким и нежным режиссером Средней Азии.

По первой профессии Ходжакули Нарлиев оператор. «Невестка» явилась режиссерским дебютом, принесшим народное и международное признание не только Нарлиеву, но и всему туркменскому кинематографу. Картина удостоена: диплома и премии за режиссуру на Всесоюзном Московском кинофестивале; памятной медали кинофестиваля в Венеции; специального упоминания жюри кинофестиваля в Локарно; приза «Серебряная сирена» на Международном кинофестивале в Сорренто. Не обошла ее и Государственная премия СССР.

После «Невестки» Нарлиев снял: «Когда женщина оседлает коня», «Умей сказать нет», «Дерево Джамал», «Каракумы, 45 в тени», «Фраги – разлученный со счастьем»,  «Манкурт» и другие. Именно его картины открыли союзному зрителю удивительную, хранящую древние традиции, населенную красивыми и мудрыми людьми республику под названием Туркмения.

На творческом вечере Хожакули Нарлиева поздравили Государственная Дума РФ, Союз кинематографистов РФ, известные деятели киноискусства из Казахстана, Узбекистана, Киргизии, разных городов России. Сцену завалили цветами, и один из огромных букетов был украшен экзотической хлопковой веточкой с распустившимся белоснежным бутоном, гордо сияющим среди роз. Нетрудно было догадаться, откуда прилетела в Москву эта веточка – конечно же, из Туркменистана, родины хлопка, страны народ которой Нарлиев воспел в своих фильмах.

Много теплых слов о юбиляре было сказано на вечере.

Виктор Мережко, кинодраматург, секретарь Союза кинематографистов РФ: «Я познакомился с Ходжакули и его женой, актрисой Маей Аймедовой, в 70-годы. Вскоре после того, как он снял прогремевший на весь мир фильм «Невестка». Ходжакули ходил счастливый, переполненный и своим успехом, и любовью к Мае, и ощущением того, что он вдруг стал режиссером номер один в Туркмении. Он поразил меня своей невероятной скромностью и одновременно чувством собственного достоинства. Это без преувеличения классик нашего кинематографа, ярчайший представитель такой самобытной национальной республики, как Туркменистан.

Сейчас Ходжакули и Мая живут в Москве. Я знаю, что он мечтает о новой картине, у него есть сценарий, есть здоровье, энергия, а главное – есть Мая, коллега, соратница и надежное плечо. Искренне желаю ему осуществления творческих планов. Был бы очень рад, если бы для Ходжакули представилась возможность снова вдохнуть  живительный туркменский воздух, давший ему славу и признание».

Мурад Алиев, актер, режиссер, заслуженный деятель искусств Туркменской ССР: «Когда я учился на первом курсе ВГИКа, Ходжакули Нарлиев снимал свой первый фильм «Человек за бортом». Шел 1969 год, я был юным студентом, участвовал в массовке этого фильма, и не подозревал, что режиссер, которого я вижу на площадке, станет флагом туркменского кинематографа. После ВГИКа я вернулся в Ашхабад, «Невестка» Нарлиева уже гремела на экранах страны. Ходжакули стал председателем правления Союза кинематографистов Туркменистана, сразу ввел в правление молодых, и это дало мощный импульс для развития туркменского кино».

Ирина Шевчук, актриса театра и кино, генеральный директор фестиваля кино стран СНГ и Балтии «Киношок»: «Знаю его давно, познакомилась с ним и Маей, этой удивительно гармоничной парой, в одной из поездок по Италии. Мая появлялась на вечерних мероприятиях в красивых национальных нарядах, она олицетворяла собой Туркмению и колорит этой чудесной страны.

Потом мы общались на всесоюзном кинофестивале в Ашхабаде, Ходжакули уже был мэтром, его киноголос звучал на всю страну и за ее пределами. Он стал крупным советским режиссером, именно советским. В те времена было не важно, из какой ты республики, было важно, что ты из себя представляешь. И в то же время мы все знали, что его творчество питала родная туркменская земля и ее люди. Не преувеличу, если скажу: то, что он сделал, навсегда вписало его имя в историю нашей страны и советского кино».