СливкиСми

212 лет назад родился усмиритель туркменских пиратов

20 ноября 1803 родился Евфимий Васильевич Путятин русский государственный деятель, мореплаватель и дипломат, граф (1855), адмирал (1858), генерал-адъютант (1849).

 

 

 

 

В 1842 году Путятин по приказу Николая I отправился с поручением в Персию. Целью поручения было встретиться с Мухаммед-шахом и упрочить русскую торговлю на Каспийском море, главным препятствием для которого было пиратство, которым занимались туркмены. По приказу Путятина в Астрабадском заливе была организована военная станция и путём решительных действий усмирены пираты.

Затем Путятин убедил персидского шаха отменить ограничения по торговле с Россией, принял меры по разграничению водных пространств для рыболовства и настоял на установлении пароходного сообщения между устьем Волги, Кавказом и Персией. 

Вот что об истории пиратства на Каспии сообщает «Коммерсант». Во времена сына тишайшего царя – Петра Алексеевича на Каспии был наведен суровый военно-морской порядок, после чего пиратство сошло на нет. Боевые корабли догоняли и расстреливали посудины «джентльменов удачи».

Но уже через десяток лет после смерти первого русского императора, в 1735 году, когда на его каспийскую флотилию перестали давать средства из казны и она начала приходить в негодность, на Каспии вновь появились пираты. Персидские власти умоляли российское правительство принять меры против распоясавшихся русско-туркменских банд, нападавших с островов на проходившие мимо торговые суда.

Новый всплеск пиратства последовал в начале XIX века, когда во время русско-персидских столкновений туркмены на легких лодках начали нападать на прибрежные персидские поселения и громить их, угоняя пленных и скот. И эта туркменская вольница продолжалась еще долгие годы.

«В 1843 году, – писал русский чиновник Н. Зедлиц, – для обеспечения интересов русских подданных (бакинских и астраханских татар), давно уже занимавшихся здесь деятельным каботажным судоходством и постоянно подвергавшихся хищническим набегам со стороны туркмен, морская станция, находившаяся до того на острове Саре, около Ленкорани, была переведена на остров Ашур, лежащий при входе в Астрабадский залив».

На этом персидском острове русские военные моряки проверяли отправлявшихся в Персию туркмен, выписывали им паспорта и отбирали оружие. Правда, как писали современники, туркмены все равно умудрялись спрятать ружья и пусть и в ограниченных масштабах продолжали свою деятельность.

Прекратилась она окончательно только с появлением пароходов, догнать которые туркменские лодки не могли. Примерно в то же время, в последней четверти XIX века, прекратилось и пиратство на Волге. Последними флибустьерами на Каспии были мелкие жулики, которые оперировали по ночам в портах, бесшумно подходили к судам на небольших лодках, забирались на борт и воровали тот груз, который могли увезти на своих посудинах. Но это уже были не пираты, а воры.