СливкиСми

«Хамелеонов» для Чехова поставляла Рязань

В минувшее воскресенье рязанцы открыли для себя много нового в старой скопинской истории банкира Рыкова. Открытие состоялось благодаря лекции Ирины Грачевой, прочитанной ею в РГУ имени С.А. Есенина в рамках проекта «Университет выходного дня».

Купца Ивана Рыков не случайно величают родоначальником первых в истории России финансовых пирамид. Предприимчивый глава Скопинского городского общественного банка добился того, что неказистый уездный городишко на бурным поток хлынули деньги со всей России.

Невероятные проценты, обещанные Рыковым, плюс поддержка влиятельных лиц губернии вознесли махинатора на вершины власти и превратили Скопин в территорию, где он был полновластным хозяином.

Но сколько веревочке не виться… Банк лопнул, а число одураченных вкладчиков, ринувшихся в Скопин за своими капиталами, вскорости превысило основное население городка. За вкладчиками нагрянули проверяющие, а в 1884 году делом Рыкова, вызвавшего огромный общественный резонанс, занялся Московский окружной суд.

В числе журналистов, освещающих судебный процесс, можно было встретить Антона Павловича Чехова, который представлял интересы «Петербургской газеты». Начинающий  писатель готовил ежедневные репортажи, вошедшие позднее в цикл очерков «Дело Рыкова и комп.».

Эти ранние произведения Чехова уже пестрили ироничными зарисовками, острыми наблюдениями, юмористическими сценками, так характерными для позднего чеховского стиля. Меняющееся от заседания к заседанию поведение Рыкова навело будущего писателя на тему людей-хамелеонов.

По большому счету, скопинское дело стало для Антона Павловича кладезем  впечатлений и идей, получивших развитие в рассказах «Идиллия – увы и ах!», «Беда», «Маска», «Человек в футляре» и других.

Напомним, что Ирина Грачева кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы факультета русской филологии и национальной культуры РГУ имени С.А. Есенина. Она довольно востребованный лектор проекта, которого характеризуют богатейшие знания истории родного края, оригинальность выбора тем, их уникальное изложение.