СливкиСми

Единица за чарджоуское сочинение

В День знаний, который накануне отметила Туркмения, с благодарностью вспоминаю школу и любимого учителя. У каждого в жизни был такой единственный и неповторимый. Чаще всего это первая учительница, которая открыла мир знаний. Хорошо, если в старших классах встречается учитель, который определяет и твою дальнейшую судьбу.   

Мне повезло. Когда я учился в шестом классе в родном Чарджоу, стоящем на берегу Амударьи, в нашей школе №22 (ныне №36) появилась учительница русского языка и литературы Ирина Георгиевна Альшевская. Думаю, что только благодаря ее удивительному таланту во мне пробудился писательский дар и любовь к творчеству. Все началось с сочинения «Как я провел каникулы».

После весенних каникул, Иринушка, так мы ее звали между собой, задала сочинение о том, как мы отдохнули. На каникулах скучать некогда. Дворовой командой мы ходили за грибами (шампиньонами) очень далеко за Берзен-канал, в тугайный лес. Вот я и решил поведать об этом. Творение надо было создать на отдельных листах и красиво оформить.

Быстро накатав сочинение, я большую часть времени потратил на оформление: на обложке из ватмана нарисовал яркий орнамент из «Украинских сказок», прикрепил две шелковые тесемки. Сочинение на трех страницах было вложено внутрь, тесемки завязаны, и на зависть одноклассникам сдано... А дальше случилось вот что.

В положенный день Иринушка стала раздавать наши работы. Раздача шла в алфавитном порядке, каждое сочинение подробно комментировалось. Я ожидал, что мое сочинение объявят одно из первых, после Акимова Валеры, после Аникина... Но не тут-то было. Уже прозвучали почти все фамилии, и я стал волноваться: «Ну, почему про мое сочинение ничего не говорят?».

Все одноклассники уже получили работы, а обо мне ни слова. Удивленно смотрю на Иринушку, а класс с любопытством – на меня, что-то назревает... И вот Альшевская говорит: «А сейчас я скажу о сочинении, которое мне понравилось больше всех. Когда я его читала, то представила и ковер из клевера, и аромат цветущих фруктовых садов, и ярко-голубое небо. Я заглянула в кофейные воды оросительного канала Берзен, полюбовалась красными сережками азиатского тополя (туранга), и даже научилась собирать шампиньоны в тугайном лесу… Мне даже показалось, что это рассказ неизвестного писателя…».

«Создал это замечательное сочинение ваш ученик Володя Багров», – сказала она. На душе у меня разливалась радость, товарищи с завистью смотрели на именинника... Но Иринушка сказала не все. А когда она продолжила, сердце мое упало, не знаю куда, а сам я густо покраснел. «Автору я поставила единицу… за грамотность и пять с плюсом за содержание», – сказала Альшевская. И я получил свое сочинение, красное от учительских чернил.

Когда урок закончился, Иринушка попросила меня остаться. Наедине она сказала, что мое сочинение будет отправлено в Ашхабад, на конкурс школьных работ. Но так как в таком виде отправлять его нельзя, мне надо его переписать. Да, и обложку сделать скромнее, так как прежняя не отражает содержание работы. Дома я переписал сочинение и сделал новую обложку – вместо яркого орнамента нарисовал скромное семейство грибов.

Оригинал учительница оставила мне на память. Он до сих пор хранится у меня. Огромное ей спасибо! Когда я создаю очередную книгу для детей, то в первую очередь вспоминаю любимую учительницу литературы – Ирину Альшевскую.

На снимках:

– чарджоуская школа №22 (ныне №36) на бывшей улице Панфилова;

– наш класс (Ирина Альшевская во втором ряду третья справа);

– учителя (слева направо): классный руководитель – Наталья Николаевна Гармаш, учитель литературы – Ирина Георгиевна, учитель литературы в выпускном классе – Валентина Васильевна.