СливкиСми

Макаров и Верещагин оставили след в истории Туркмении

Во время русско-японской войны в 1904 году на внешнем рейде Порт-Артура взорвался и затонул броненосец «Петропавловск». Погибла большая часть экипажа, и вместе с ней ученый и флотоводец вице-адмирал Степан Осипович Макаров и художник-баталист Василий Васильевич Верещагин. Оба оставили заметный след в истории Закаспийской области Российской империи, часть территории которой стала современной Туркменией.

Инцидент произошел 31 марта в 9 час. 30 мин. в двух милях от маяка на Тигровом полуострове. Мины были поставлены японскими кораблями минувшей ночью.

Степан Макаров отличился при строительстве Закаспийской железной дороги, которая пересекла будущую Туркмению от Красноводска до Чарджоу. Её строительство было поручено военному ведомству, которое, понимая, что от своевременности подвоза материалов зависит успех постройки дороги, назначило Степана Осиповича руководителем морской части экспедиции.

Преодолевая огромные трудности, моряки под руководством Макарова обеспечили перевозку материалов для постройки первого участка дороги. Для перевозок грузов было привлечено большое количество морских судов, в том числе около 100 парусных шхун. Железнодорожные вагоны грузились на палубы шхун, паровозы в трюмы специально подготовленных судов, а в отдельных случаях, как и вагоны, на палубы. Трюмы судов, перевозивших на палубах паровозы и вагоны, загружались рельсами, что повышало их остойчивость.

Перегрузка прибывающих материалов в Красноводске и разгрузка их в Михайловском заливе шла круглосуточно. Для освещения ночных работ в Петербурге были закуплены динамо-машины и электрические фонари системы Яблочкова. Впервые в мире работы, связанные со строительством железной дороги, проводились ночью при электрическом свете.

Погибший в одночасье с Макаровым русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов, Василий Верещагин прославился живописанием военных сцен Туркестана (и не только его). 

В 1867 году он с радостью принял приглашение Туркестанского генерал-губернатора К.П. Кауфмана состоять при нём художником.

Приехав в Самарканд после взятия его русскими войсками 2 мая 1868 года, Верещагин получил боевое крещение, выдержав с горстью русских солдат тяжелую осаду этого города восставшими местными жителями. За подвиг при обороне Верещагин был удостоен ордена Святого Георгия 4-го класса, который с гордостью носил, хотя вообще отрицал всякие награды.

В начале 1869 года при содействии Кауфмана Верещагин организует в столице «туркестанскую выставку», где демонстрирует свои работы, написанные в Ташкенте, Самарканде и Бухаре, в казахских степях и городе Туркестане.

В 1873 году он устроил персональную выставку своих туркестанских произведений в Хрустальном дворце в Лондоне. 

Имя Верещагина носил пассажирский теплоход, ходивший по чарджоускому затону и Амударье.