Туркмения уничтожила фильм с Алексеем Булдаковым
- Подробности
- Создано 27.03.2016 20:36
- Автор: Владимир Багров
- Просмотров: 4380
26 марта российский актер, заслуженный артист СССР Алексей Иванович Булдаков, известный зрителям как генерал Михалыч, отпраздновал 65-летие. Он родился в 1951 году в селе Макаровка Ключевского района Алтайского края. В числе более 150 фильмов, в которых снялся актер, была и картина «Ночь желтого быка» («Дети землетрясения») производства МИД Туркменистана/Нусай (1996 год).
По сценарию фильма герой Сердар вспоминает свое детство, которое провел в послевоенном Ашхабаде, и который в полном смысле был интернациональным советским городом. Предмет воспоминаний Сердара более конкретный – день страшного Ашхабадского землетрясения 1948 года, унесшего жизни двух третей жителей города.
В ролях: Максат Пулатов, Алкгозель Нурыева, Чары Ишанкулиев, Артык Джаллыев, Ролан Быков, Мерген Ниязов, Алексей Булдаков, Баадур Цуладзе,
Евгений Герасимов, Наталья Гвоздикова, Евгений Жариков,
Люсьена Овчинникова, Диана Хорькова, Оксана Фомичева. Режиссер: Мурад Алиев.
Авторы сценария: Булат Мансуров, Ашимурад Мамелиев. Оператор: Сергей Щугарев. Художник-постановщик: Шадурды Аловов. Композитор: Реджеп Аллаяров. Звукорежиссеры: Глеб Кравецкий и Сергей Лопухов. Продюсер: Борис Шихмурадов.
Однако посмотреть фильм об Ашхабадской трагедии 1948 года, вряд ли, кому повезет. На одном из кино-форумов встретилась довольно интересная рецензия человека, видевшего этот фильм. Вот что он пишет: «Там есть забавный персонаж, киномеханик в клубе, на окраине Ашхабада.
Играет его Ролан Быков. Он и работает и живёт в этом клубе. А ночью, от бессонницы, сам себе показывает кино. В ночь землетрясения он смотрит Чапаева. Первый страшный подземный удар приходится на сцену, когда Петька и Раненный Чапаев добираются до реки. Затем ещё удар – Чапаев идёт к воде, а Петька отстреливается. Удар и всё в клубе рушится, падает часть крыши, обваливается стена. Герой Быкова пытается спастись, но его заваливает. И, каким-то чудом, упавший кинопроектор продолжает скачками показывать сцену убийства Чапая. Пули ложатся всё ближе, ближе. Дикий монтаж и всё заканчивается: рушится клуб, погибает Чапаев и киномеханик. Город шатается под ударами страшного землетрясения. Смотрел много лет назад. Меня трясло. Одна из самых сильных сцен, которые я видел. Придумано, снято, смонтировано. У меня был пульс 200...».
А вот еще один отклик: «Шикарный фильм! Смотрел его в конце 90-х, в руки попала видеокассета. В то время его так и не выпустили, фильм был под запретом. Сейчас очень хочется его найти, но, к сожалению, не знаю где. С удовольствием пополнил бы свою домашнюю коллекцию».
Напомним, что официальной цифрой жертв ашхабадского землетрясения принято считать данные, приведенные президентом Ниязовым в его книге «Рухнама»: из 198 тысяч жителей Ашхабада во время землетрясения погибли 176 тысяч человек. Однако полного и независимого описания катастрофы до сих пор нет.
Академик Дмитрий Васильевич Наливкин, оказавшийся в ту страшную ночь в Ашхабаде, пишет в своей книге «Об ашхабадском землетрясении 1948 года» о неимоверных по силе точках: «За несколько секунд весь старый глиняный, саманный город был разрушен, и на месте домов в воздух взметнулась страшная белая пелена пыли, скрывая все…».
Командующий Туркестанским военным округом генерал И.Е. Петров свидетельствовал, что такое разрушение могли нанести 500 тяжелых бомбардировщиков, если бы они круглосуточно сбрасывали бомбы в течение полугода.
Спустя несколько суток после землетрясения в Ашхабад прилетел известный кинодокументалист Роман Кармен. Фильм, снятый им, как и многие другие реальные свидетельства катастрофы, на долгие годы был засекречен.
Не увидела свет и лента «Дети землетрясения» («Ночь желтого быка»). Картина была запрещена к показу распоряжением Ниязова, а копии уничтожены…
Все меньше остается свидетелей ашхабадской трагедии 1948 года. С их уходом из жизни все глубже погружаются в землю могилы жертв той страшной ночи – Ночи желтого быка, унося с собой скорбь и слезы живущих. Но память о невинно погибших – заживо погребенных под развалинами своих домов мужчин и женщин, скончавшихся от ран и удушья стариков, отцов и матерей, умерших от боли и скорби по погибшим и пропавшим без вести детям – не может быть предана забвению.