СливкиСми

Режиссер первого фильма Туркмении погиб в штрафбате

В эти дни в 1931 году в Москве состоялась премьера художественного фильма режиссера Дмитрия Познанского «Забыть нельзя», созданного на киностудии «Туркменфильм».

Премьера картины в столице солнечной Туркмении в Ашхабаде состоялась значительно раньше, 18 марта. Другое название фильма – «Улы-Су/Девятьсот девяносто девять». Картина повествует о классовой борьбе в Туркмении в конце 1920-х годов. Это первый туркменский художественный фильм. К сожалению, время не пощадило ленту, картина сохранилась без 1-й и 2-й частей. Даже постера картины не удалось найти.

О режиссере первой туркменской картины известно немного. Познанский Дмитрий Алексеевич родился в 1904 году. Принадлежит к почти забытым ярким представителям поколения первых выпускников Государственного техникума кинематографии. Ученик основоположников советского киноискусства сам по себе представлял особое течение в советском кино 1930-х годов. Судьба большинства ГТК-овцев сложилась трагически. Познанский не является исключением.
В 1942 году в Ташкенте, куда его эвакуировали вместе с Одесской киностудией (был её директором), в транспорте он был обворован карманником. Вместе с деньгами у него украли документы, в том числе партбилет. За что по доносу некоего Полонского был снят с «брони» и направлен в штрафной батальон, где и погиб при неудачном штурме Харькова 28 февраля 1943 года. По дороге на фронт его задержали в горьковском театре, где он поставил композицию «Ночь перед боем».

Сценарист картины и режиссёр дубляжа заслуженный деятель искусств РСФСР, Александр Николаевич Андриевский родился 11 февраля 1899 года в Санкт-Петербурге. Учился на философском и, параллельно, физико-математическом факультетах Петроградского университета (1916-1918). Окончил Харьковские высшие юридические курсы (1918), драматическую студию при Харьковском театре Николая Синельникова (1919), академическое отделение режиссёрского факультета ВГИКа (1937).  В свое время работал на киностудиях «Межрабпомфильм», «Союзинторгкино», «Стереокино», «ДЕФА», «Совэкспортфильм», «Мосфильм», «Венфильм» и киностудии имени Горького. С 1965 года – педагог ВГИКа (курс режиссуры на сценарном, киноведческом, актерском и художественном факультетах).

Получив образование математика, он в бурное революционное время становится сотрудником ЧК. Знакомство и общение с поэтом Велимиром Хлебниковым приводит Андриевского в стан футуристов. Затем, резко меняя свою жизнь, он уходит в кинорежиссеры и одним из первых успешно экспериментирует со звуком в кино.

Именно Андриевский снял первый в мире 3D-фильм для безочкового показа в 1941 году. Фильм назывался «Москва» и был показан 4 февраля 1941 года, за три месяца проката картину посмотрели более полумиллиона человек. До «Москвы» режиссер, опередивший свое время, создал картину «Гибель сенсации», которая стала первым звуковым фантастическим фильмом. Благодаря Андриевскому и его ученикам в 1960-е годы была разработана лучшая в мире технология «Стерео-70», отмеченная в 1991 году премией «Оскар» за технические достижения.


Занони Зана Николаевна (Зинаида Николаенко) родилась 5 ноября 1910 года в городе Екатеринослав (ныне Днепропетровск). Окончила 1-й Государственный хореографический техникум (1928), Театральную студию под руководством Н.П. Хмелёва (1939). В кино – с 1925 года.

В фильме «Забыть нельзя» она сыграла роль учительницы Майсы. С 1925 года Занони была актрисой киностудии «Ленфильм», с 1939-го – актрисой московского театра им. Ермоловой. С 1960 года – актриса киностудии имени Горького.

В картине Ашир Миляев снялся в роли сына аульного учителя. Миляев сыграл также в фильмах: («Далекая невеста» (начальник почты), «Цена жизни» (летчик Бергенов),  «Советские патриоты» (Чари), «Люди долины Сумбар» (пограничник), «Семь сердец» (Ораз – главная роль).

Кроме Занони  и Миляева в первом туркменском фильме снялись актеры: Б.Авдиев, Ч.Мамедов, В.Горашко.